VoIP

Введение

Технология передачи голоса по IP-сети (Voice over IP, VoIP) интересна многим. А как же иначе, ведь почти каждому нужны недорогие или даже совсем бесплатные звонки по всему миру. Как и любая другая новая технология, VoIP вызывает массу вопросов. Для многих она продолжает оставаться "белым пятном". В нашей статье мы расскажем о VoIP и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы.

Что такое VoIP?

Говоря простым языком, VoIP - это технология, позволяющая вести голосовые переговоры через Интернет. Именно благодаря этому стоимость разговоров оказывается ниже по сравнению с обычной телефонной связью. Хотя, конечно, стоимость и качество меняются в зависимости от поставщика услуг. Так, известная система Skype, предлагает звонки из любой точки земного шара в любую другую в среднем по цене чуть более 2 центов за минуту.



VoIP (англ. Voice-over-IP — IP-телефония) — система связи, при которой аналоговый звуковой сигнал от одного абонента дискретизируется (кодируется) в цифровой вид, компрессируется и пересылается по цифровым каналам связи до второго абонента, где производится обратная операция — декомпрессия, декодирование и воспроизведение аналогового сигнала.

Содержание


VoIP

Возможность передачи голосовых сообщений через сеть с пакетной коммутацией впервые была реализована в 1993 году. Данная технология получила название VoIP (Voice over IP). Одним из частных приложений данной технологии является IP-телефония — услуга по передаче телефонных разговоров абонентов по протоколу IP.

Основными преимуществами технологии VoIP является сокращение требуемой полосы пропускания, что обеспечивается учётом статистических характеристик речевого трафика:

С другой стороны, трафик VoIP критичен к задержкам пакетов в сети, но обладает толерантностью (устойчивостью) к потерям отдельных пакетов. Так, потеря до 5 % пакетов не приводит к ухудшению разборчивости речи.

В соответствии с этим при передаче телефонного трафика по технологии VoIP должны учитываться жёсткие требования стандарта ISO 9000 к качеству услуг, характеризующие качество установления соединения и качество соединения (таблица 1). Основным показателем качества в первом случае является время установления соединения. Во втором случае показателями качества являются сквозные (воспринимаемые пользователем) задержки и качество воспринимаемой речи. В связи с указанными аспектами уровень QoS можно соотнести с одним из четырёх классов (таблица 1).

Таблица 1 — Классы качества передачи речи по сетям IP

Показатели качества передачи речи

Классы качества услуги

Лучшее

Высокое

Среднее

Низкое

Время установления соединения

прямая IP-адресация

< 1.5 сек

< 4 сек

< 7 сек

перевод номера E.164 в IP-адрес

< 2 сек

< 5 сек

< 10 сек

перевод номера E.164 в IP-адрес через расчётную организацию

< 3 сек

< 8 сек

< 15 сек

перевод имени e-mail в IP-адрес

< 4 сек

< 13 сек

< 25 сек

Сквозные задержки

по стандарту ETSI TS101329

< 150 мс

< 250 мс

< 350 мс

< 450 мс

по рекомендации ITU-T G.114

< 150 мс

< 260 мс

< 400 мс

> 400 мс

Качество воспринимаемой речи

ETSI

Не хуже G.711

Не хуже G.726 для 32 кбит/сек

Не хуже GSM-FR

С максимальными усилиями

Баллы MOS

> 4.5

4.0 — 4.5

3.5 — 4.0

3.5 — 3.0

В результате для обеспечения требований QoS при передаче телефонного трафика по технологии VoIP (особенно в условиях ограниченной пропускной способности сети, характерной для сетей специальной связи) необходимо использовать ряд дополнительных механизмов, не существующих в классических IP-сетях. К этим механизмам относятся:

Кодирование речевой информации

Источником информационных данных является речевой сигнал, возможной моделью которого является нестационарный случайный процесс. В первом приближении можно выделить следующие типы сигнальных фрагментов: вокализированные, невокализированные, переходные и паузы. При передаче речи в цифровой форме каждый тип сигнала при одной и той же длительности и одинаковом качестве требует различного числа бит для кодирования и передачи. Следовательно, скорость передачи разных типов сигнала также может быть различной, что обусловливает применение кодеков с переменной скоростью. В результате передача речевых данных в каждом направлении дуплексного канала рассматривается как передача асинхронных логически самостоятельных фрагментов цифровых последовательностей (транзакций) с датаграммной синхронизацией внутри транзакции, наполненной блоками различной длины. В основе кодека речи с переменной скоростью лежит классификатор входного сигнала, определяющий степень его информативности и, таким образом, задающий метод кодирования и скорость передачи речевых данных. Наиболее простым классификатором речевого сигнала является Voice Activity Detector (VAD), который выделяет во входном речевом сигнале активную речь и паузы. При этом, фрагменты сигнала, классифицируемые как активная речь, кодируются каким-либо из известных алгоритмов (как правило, на базе метода Code Excited Linear Prediction — CELP) с базовой скоростью 4-8 кбит/с. Фрагменты, классифицированные как паузы, кодируются и передаются с низкой скоростью порядка 0.1 — 0.2 Кбит/с, либо не передаются вообще. Когда срабатывает VAD на приемной стороне автоматически генерируется так называемый "комфортный шум" чтобы у собесендика не возникало ощущение пропадания связи. При этом передача минимальной информации о фрагментах пауз предпочтительна. Данная стратегия позволяет оптимизировать скорость кодирования до 2-4 кбит/с при достаточном качестве синтезируемой речи. При этом для особо критичных фрагментов речевого сигнала выделяется большая скорость передачи, для менее ответственных — меньшая. Вместе с тем необходимо отметить, что вокодер вносит дополнительную задержку порядка 15-45 мс, возникающую по следующим причинам:

Данную задержку необходимо учитывать при расчёте сквозных задержек (табл. 1). Проведённый в различных исследовательских группах анализ качества передачи речевых данных через сеть Интернет показывает, что основным источником возникновения искажений, снижения качества и разборчивости синтезированной речи является прерывание потока речевых данных, вызванное:

Это требует решения задачи оптимизации задержек в сети и создание алгоритмов компрессии речи устойчивых к потерям пакетов (восстановления потерянных пакетов).

Кодеки

Проприетарные:

Бесплатные:

Сигнальные протоколы IP телефонии

Сигнальные протоколы обеспечивают установку звонка, регистрацию IP телефона на сервер провайдера, переадресацию вызова, передачу имени и номера абонента. В настоящее время широкое распространение получили следующие сигнальные протоколы:

Механизмы оптимизации задержек в сети

Задержки пакетов в IP-сетях определяются:

В соответствии с этим существует несколько подходов к оптимизации задержек с целью обеспечения требуемого качества передачи.

  1. Реализация первого подхода предусматривает резервирование части пропускной способности сети для передачи пакетов с речевой информацией. Для того, чтобы более эффективно использовать зарезервированную полосу пропускания, на оконечном или шлюзовом оборудовании должна осуществляться предварительная концентрация речевой информации. При этом IP-пакеты должны формироваться не по мере поступления речевых сигналов, а с некоторой задержкой, достаточной для сборки информационного блока больших размеров. Передача речи в больших информационных блоках упрощает процедуру управления очередями на транзитных узлах, что очень существенно в связи с неразвитой системой приоритетов существующего протокола IP. Однако реализация этого подхода приводит к появлению дополнительной задержки.
    Для резервирования полосы пропускания в сети IP может использоваться метод WFQ (Weighted Fair Queuing) или протокол RSVP.

  2. Также одним из способов оптимизации задержки в сети является использование протокола RTCP (Real-Time Transport Control Protocol), который позволяет приложению реагировать на изменение состояния сети.

  3. Третий подход предусматривает построение магистральной транспортной сети Интернет на основе технологии Frame Relay или ATM. В этом случае пограничные узлы IP взаимодействуют друг с другом через виртуальные соединения сети Frame Relay или ATM, для которых гарантируются параметры качества обслуживания (скорость передачи, время и джиттер задержки). Использование Frame Relay или ATM позволяет отказаться от применения транзитных маршрутизаторов IP. При этом возможно более эффективное использование полосы пропускания за счёт установления соединения для каждого телефонного разговора.

Декодирование речевой информации

С учётом возможных потерь пакетов в сети для восстановления речевого потока на приёмной стороне используется протокол реального времени — Real Time Protocol (RTP). В заголовке данного протокола, в частности, передаются временная метка и номер пакета. Эти параметры позволяют при минимальных задержках определить порядок и момент декодирования каждого пакета, а также интерполировать потерянные пакеты. Восстановленная последовательность, с возможными пропусками как одиночных пакетов, так и групп пакетов, поступает на декодер. Декодер должен обеспечить восстановление речевой информации, заполнение пауз фоновым шумом, а также эхокомпенсацию кодируемого сигнала, обнаружение и детектирование телефонной сигнализации.


Hosted by uCoz